Природно-климатические условия северных регионов России обуславливают необходимость строительства ледовых переправ в качестве зимних автодорог, предназначенных в основном для движения грузовой техники, доставляющей продовольствие, технику, стройматериалы и другие необходимые для работы в условиях севера грузы. Таким образом, движение по ледовым переправам отличается невысокой интенсивностью и низкой скоростью движения транспорта при его большой грузоподъемности.
Движение большегрузного транспорта (>30 тонн) допускается по прочному и безопасному ледяному покрову толщиной не менее 70см, в котором нет трещин или их количество минимально. Для повышения прочности и безопасности ледовых переправ под движение грузовой техники используются два классических варианта дополнительного укрепления ледяного покрова:
- Увеличение толщины ледяного покрова с помощью искусственного намораживания. Толщина дополнительного льда не должна превышать 30% от толщины естественного слоя, поэтому данный метод можно использовать не всегда. К тому же искусственная наморозка способствует риску образования серьезных трещин в ледяном покрове.
- Укрепление существующего ледяного слоя деревянным брусом с настилом. Это более надежный, но при этом более дорогой и трудозатратный метод. К тому же деревянный настил придется убирать с наступлением весны и началом ледохода.
Более практичным и эффективным решением для укрепления льда является современная технология армирования ледовой переправы стеклосеткой – разработанный в 2008 году, этот метод имеет комплексный подход, так как одновременно решает задачу повышения несущей способности ледяного покрова и предотвращения растрескивания льда.
Конструкция армированного ледового полотна на опытном участке:
- вода
- стеклосетка в качестве армирующей прослойки
- естественный лед
- снежные валы
- искусственно намороженный лед
Стеклосетка армирующая.Функциональность в конструкции ледовой переправы:
- обеспечение безопасности и надежности ледового покрова;
- значительное повышение грузоподъемности переправы при снижении трудозатрат;
- увеличение несущей способности покрытия на 30-65%;
- увеличение срока службы переправы благодаря уменьшению образования трещин и их раскрытия;
- снижение расходов на строительство и последующее содержание ледовой переправы.
В зимний сезон 2010-2011гг. с использованием стеклосетки была устроена ледовая переправа через реку Пеза в Мезенском районе Архангельской области – специалисты ОАО «Мезенское дорожное управление», выполнявшего комплекс работ по организации переправы, отметили удобство и простоту монтажа стеклосетки ГЕО СТ® от Миаком. Профессионально подобранная геосинтетика позволила без затруднений провести все необходимые работы точно в срок.
Все этапы проводимых работ фиксировались съемочной группой местной телепрограммы «Дороги Поморья».
Ролик «Мезенские дорожники укрепляют ледовую переправу георешетками»
Армирование стеклосеткой верхней части ледовой плиты (1/3 части естественной толщи льда).
Подготовительные работы: удаление снежного наката, формирование снежного бортика.
- очищение льда от снега проводится посредством автогрейдера ДЗ-121 Б7;
- укладка стеклосетки: геосинтетические материалы кладутся с перекрытием около 0,2м по две полосы шириной по 4м участками по 50м;
- материал фиксируется с одного края примораживанием ко льду и затем натягивается по всей длине и примораживается к основанию;
- формируется бортик для удержания воды;
- выполняется поливка водой тестового участка льда для получения нужной толщины искусственно намороженного льда;
- проверка отсутствия раскрытых трещин в ледяном покрове;
- после схода искусственно намороженного льда весной полимерная георешетка или геосетка скатывается в рулоны и убирается до строительства переправы в новом сезоне.
Укладка стеклосетки и заливка переправы водой для создания искусственного слоя льда. В результате проведенных работ толщина искусственного льда достигла 7см и 12см над полимерной прослойкой после эксперимента и после повторной заливки соответственно.
Для укрепления ледовой переправы можно использовать стеклосетку или полиэфирную геосетку: первый вариант дешевле, но подходит только для одного применения; второй вариант дороже, но сетки ПолиЭф-Грунт® можно использовать многократно из года в год.
Материалы для этого решения
Стеклосетка "ГЕО СТ"
оригинал статьи
|