Как это устроено. Заливка льда на спортивной арене
Россия — страна зимы и снегов. Ниже нуля у нас примерно 9 месяцев в году. Поэтому и вопросом, как получить лед, здесь мало кто задается — каждую зиму он бесплатно появляется на дорогах и тротуарах. Но когда речь идет о профессиональных катках, всплывают технологические тонкости. Журналисты ИА Sakh.com выкатились на лед, проследили за каждым этапом появления скользящего слоя, узнали, как красят холодное покрытие и почему лед дружит с кипятком.
Ледовый дворец "Кристалл" на Сахалине построили в апреле 2013 года. И за полтора года он обзавелся секцией фигурного катания и стал домом для хоккейной команды. Вполне естественно, что и требования к качеству льда здесь предъявляют такие же серьезные, как и к подготовке будущих чемпионов. На профессиональную вахту многотонные выравниватели льда заступают с утра и заканчивают к полуночи, когда утихают хоккейные баталии. Специальные машины льют воду и затирают поверхность — так шлифуют изъяны покрытия. Примерно раз в год лед приходится менять полностью — от нижнего слоя-основания до верхнего "рабочего льда". Сегодня этим в "Кристалле" занимаются столичные профессионалы. Специалисты из "Новых спортивных технологий" сразу обозначили фронт работ — залить, обновить, разметать.
Сердце любого профессионального катка — бетонная плита-основание. Это только на первый взгляд каменный остов — просто серый прямоугольник 60 на 30 метров. Но на деле — это хитрый техногенный пирог. Верхние 80 сантиметров бетона "прошиты" хладогентом — обычно используют незамерзающий этиленгликоль. А в толще бетона уютно разместились почти полтысячи трубочек толщиной всего 2,5 сантиметра.
Под "холодным слоем" — теплоизоляция и слой скольжения: два листа специальной полиэтиленовой пленки, проложенных тальком. Задача этой конструкции — нивелировать расширение и сужение плиты в процессе охлаждения/нагрева, амортизировать любые подвижки земной тверди. Еще ниже — система подогрева грунта. Даже здесь, где круглый год лежит лед, "вечная мерзлота" недопустима — поверхность вспучит. Поэтому часть тепла, которое образуется в процессе работы холодильников комплекса, уходит именно на подогрев подстилающей поверхности.
Сами холодильники жужжат здесь же, в небольшой комнате по соседству. Все оборудование для "Кристалла" изготовлено на заказ в Санкт-Петербурге. И хотя подобные машины стоят на множестве российских катков, полностью "кристальную" конфигурацию нигде не встретишь.
Мощность оборудования сахалинского дворца спорта — около 800 киловатт на холод — примерно в 2000 раз больше морозного потенциала бытового холодильника. Эту силу охлаждения делят пополам два компрессорных агрегата.
Они работают в двухконтурном режиме — подобно всякому кухонному агрегату охлаждают фреон, а затем организуют его теплообмен этиленгликолем, который течет по трубам непосредственно на поле.
За бесперебойную доставку хладагента отвечает целый насосный комплекс — переплетения труб, увенчанные разноцветными резервуарами. Они не только охлаждают бетонное основание ледовой арены и подогревают грунт под ним, но и отдают часть мороза на кондиционирование помещений "Кристалла" и самого катка.
Вся хитрая машинерия контролируется с одного небольшого пульта, подмигивающего зелеными огоньками. Причем следить за ее состоянием можно и за пределами комплекса — достаточно зайти на специальный интернет-ресурс, ввести логин и пароль — и все параметры системы в режиме реального времени выводятся на экран ноутбука. Эти данные, в случае неполадок, могут увидеть и производители оборудования.
Заморозка льда начинается с охлаждения плиты основания. Оживают агрегаты, компрессоры и насосы гонят по венам и артериям ледового комплекса тонны хладагента. Мощность холодильника такова, что за сутки несколько сотен тонн бетона остывают до 7 градусов ниже ноля. Но тут главное соблюдать меру — недомороженный лед окажется слишком мягким и податливым, а перемороженный — ломким и хрупким.
После охлаждения самое время начать морозить первый слой льда.
— Толщина ледового покрытия обычно достигает 4-5 сантиметров, — рассказывает инженер московской компании "Новые спортивные технологии" Иван Баглай. За последние 8 лет специалист приложил руку к 140 объектам по всей стране. Заливка льда, правда, не его профиль — больше приходится работать на установке и наладке аппаратуры. Но когда позвали на Сахалин, не смог отказаться. — Внизу находится "ледовая подушка" — 2-2,5 сантиметра льда, который, в принципе, можно не размораживать. Потом укладывается разметка и реклама, и начинается рабочий лед — его рекомендуется топить раз в 3-6 месяцев.
Сначала на плиту намораживают самый первый слой льда. Затем его красят специальной краской. Стандартный цвет — белый. Делают это прежде всего для эстетичности и зрелищности — черная шайба на унылом сером поле смотрится не очень, да и фигуристы получаются не особо красивыми, а уж эффективность рекламы падает просто в разы. По словам Ивана, самые строгие критики цвета льда — операторы и фотографы. По их просьбе иногда даже приходится делать лед с зеленым, синим или красным отливом — все в угоду яркой картинке.
— Самый странный по цвету лед мои коллеги однажды морозили в Чечне, в одном из крупных торговых центров. Там было два маленьких катка — мужской и женский — и ребята решили их залить в цветах российского и чеченского флагов, — вспоминает Иван Баглай.
После того, как покрашенный на два раза лед застыл, на него сверху намораживают еще один — защитный — слой. После этого наступает самая ответственная часть — нанесение игровой разметки.
— Поле огромное, 60 на 30, и поэтому отклонение линии разметки от стандарта на 5-10 сантиметров во время игры не имеет практически никакого значения, — сверяется со схемой поля начальник отдела монтажа ледовых технологий Андрей Коншин. — Но если возникают спорные моменты в игре, придираются к каждому сантиметру. Менеджеры обиженной команды чуть ли не с линейками по полю ползают. Поэтому у нас в кармане всегда рулетка, лазерный дальномер — а на поле точность не хуже аптечной.
Сегодня существуют две основные технологии размечивания поля — при помощи краски и специальных бумажных полотен. В этот раз решили обойтись бумагой — она легче и доступнее.
— Для краски нужен специальный баллон и фреза для углубления льда. Не хотелось все это тащить на Сахалин, поэтому решили размечать особой бумагой — она полностью пропитывается водой и идеально вмерзает в ледовое покрытие. Используем специальный финский комплект — тут линий с запасом на два поля, — объясняет Андрей Коншин.
Нанесение разметки напоминает поклейку обоев — сперва натягивается нитка-направляющая, затем раскатывается заготовка будущей линии, которая тщательно проливается водой (из садовой лейки) и разравнивается малярным валиком. Здесь самое главное аккуратность и точность. Малейший пузырек или складка могут испортить внешний вид до следующей заливки.
После того как разметка смерзлась со льдом, на поле выходят рекламщики. Их задача — не зацепив игровую разметку, уложить на поле баннеры. Единственное их отличие от тех, что висят на улице, — "дырчатая" перфорированная структура, которая способствует лучшему вмерзанию в ледяную толщу.
— Во всем мире есть такая профессия — айсмастер. Человек, который от и до знает все тонкости заливки и разметки катков. Но в России официально такого нет — до всего доходим сами, методом проб и ошибок, — отставляет в сторону садовую леечку Андрей Коншин.
Поле размечено, реклама уложена, замерзает финишный слой льда — пока еще обычного, залитого при помощи шланга и холодной воды. Но для фигурного катания и профессионального хоккея такое покрытие не подходит — не такое мягкое, цепкое и гладкое. На финальном этапе заливки на лед выезжает тяжелая техника — "замбони" или льдоуборочная машина.
В "Кристалле" на этом поприще трудятся итальянские электрокары Engo 200SX.
— После экскаваторов и погрузчиков управлять этой малышкой не так сложно, — улыбается оператор агрегата Рустам Корников. — Всем основным операциям учат прямо здесь, на месте. Углубленное обучение — основы работы механизмов дворца спорта или принципы заморозки льда — проходит в Хабаровске.
Работает чудо льдозаливательной техники на гелевых аккумуляторах — они не требуют обслуживания, а одной ночной зарядки хватает на весь напряженный рабочий день.
Заливка катка с помощью "замбони" состоит из трех основных этапов — срезание и уборка старого покрытия, заливка нового слоя, итоговые — полировка и разравнивание. Все операции выполняет техника — хитрый агрегат под названием кондиционер, расположенный за задними колесами автомобиля.
Внутри — двухметровое стальное лезвие, очень прочное и очень острое. Впрочем, и такой нож раз в две недели необходимо точить.
После ледяную стружку собирает специальный шнек и отправляет в кузов машины — по возвращении в гараж ледовая шуга отправится в утилизатор, где снег растопят и сольют в канализацию.
Свежеочищенный лед заливают горячей водой — не меньше 40 градусов по Цельсию. В бак машины входит почти тонна кипятка.
— Бывает полный бак воды уходит, бывает вообще "насухую" чистим. Все зависит от потрепанности льда. После младших групп фигуристов — там детям лет по 5-6 — лед только слегка оцарапан, но в целом не поврежден. А вот здоровые мужики-хоккеисты с покрытием не церемонятся. Бывает, по два раза приходится проходить, чтобы все последствия их борьбы устранить, — вспоминает Рустам.
Подтопленный горячей водой лед машина полирует специальным "полотенцем", которое равномерно распределяет воду, втирая ее в каждую микротрещину ледовой арены.
Именно на таком покрытии катаются настоящие и будущие чемпионы России.
— Он быстрый, упругий и гладкий, — на секунду отвлекается от тренировки старший преподаватель отделения фигурного катания Светлана Пронкина, — позволяет вставать на ребро, выталкиваться без травм. С таким льдом нашим детям все нипочем.
За спиной тренера, подтверждая ее слова, выписывает изящные "па" стайка фигуристок: невесомо подпрыгивают и ловко пружинят, приземляясь на лед.
Путь к профессиональному льду прохладен и многослоен, как заливное с маминого стола на праздник. Все строго по годами проверенному рецепту: щепотка технологий, тонны вода и пара толковых специалистов.
|