Выходят на арену силачи
На малой арене только закончила тренировку очередная группа ребятни. Молодежь под двойным контролем: тренеров и чутким взором родителей, которые следят за процессом спортивной подготовки своих чад из кафетерия на верхних этажах арены. Шумная гурьба миниатюрных будущих Павлов Буре и Александров Овечкиных повалила в раздевалки, чтобы доложить мамам и папам, как они выкладывались на льду, дабы оправдать возложенные на них надежды.
А в это время «Замбони» бреет лед с филигранной точностью и тут же заливает новый слой. С высоты трибун этот белоснежный здоровяк, словно кусок масла на блине, блестящим слоем свежего льда «смазывает» площадку.
Спускаюсь в «стойло» для семнадцати машин по очистке льда, где меня уже ждет инженер Дмитрий Лыч. Он сам начинал с работы водителя. Условная иерархия в профессии из трех ступенек: ремонтировщик — водитель — инженер.
Начинаем с технического устройства «Замбони». На «Чижовка-Арене» вот уже пятый год не покладая колес трудятся четыре такие машины: три электрические и одна бензиновая. Внешне они не отличаются, разве что сзади у бензиновой габариты пошире, она быстрее заливает. Полная зарядка аккумуляторов около 8 часов, заряда хватает до четырнадцати заливок. Для одного матча требуется четыре заливки, а для обычных тренировок хватит и раз в час. Родина этих машин — США. Название марки уже давно стало именем нарицательным — машины и других производителей по привычке зовут «замбони».
«Замбони» может снять до четырех миллиметров льда, и это даже много, ведь толщина самого льда всего четыре сантиметра. С тем, что не возьмет вдоль борта «старший брат», поможет разобраться ручная машина для подрезки льда.
«Замбони» обслуживаются исключительно производителем. Замена модулей, в каждом из которых по два десятка аккумуляторов, в двух машинах обошлась «Чижовка-Арене» в копеечку — больше шестидесяти тысяч рублей. Инженеры сравнили эту цифру с затратами на заправку и содержание бензиновой, и вышло, что экономия от электродвигателей спорная. Надо постоянно следить за состоянием батарей, плюс долгая зарядка и снижение эффективности при их износе. Сейчас у всех машин датчики горят зеленым — значит, батареи полностью готовы.
Беги, «Замбони», беги
В некоторых более продвинутых версиях с «жирной» комплектацией установлены лазеры и электронные помощники. Ну а в версиях попроще все данные обрабатываются в самом мощном «компьютере» — голове водителя. Если много снимешь льда, емкости заполнятся раньше положенного — и уже не успеешь второй раз выехать. Да и насколько глубоко опускать ножи — постигается с опытом. «Замбонисты» со стажем обучают новичков. Соискателям желательно иметь водительские права любой категории, но необязательно. График работы — два через два по двенадцать часов. И если кто-то из читателей заинтересовался этой профессией, вам все карты в руки — вакансии есть.
И еще один немаловажный момент, который выяснился в разговоре с инженерами: ни в коем случае нельзя останавливаться посреди работы — горячая вода растопит лед, а это уже чревато печальными последствиями. И не только для льда. К слову, заливают лед смягченной водой, поэтому он такой прозрачный.
Чистое «бритье»
На «Чижовка-Арене» проходят не только ледовые мероприятия, но и концерты, фестивали и даже теннисные поединки. Для таких случаев между льдом и новым покрытием укладывается термоизоляционная прокладка, но основной слой не «топят» — очень затратно. Ведь на нижний слой раз в год заливается 70 тонн воды.
Под бетонной плитой по трубкам системы охлаждения постоянно гоняется хладагент. Это как теплый пол в домах, только холодный и на арене. Однако во время недавнего Кубка Федерации американские теннисисты потребовали, чтобы лед все же был разморожен, мол, он может повлиять на игру. Что ж, любой каприз за ваши деньги: федерация оплатила, а сотрудники арены растопили лед.
На большой арене ледяные машины могут работать и в тандеме. Во время обычного хоккейного матча на это дается 15 минут, а во время турниров и того меньше — восемь.
Уже по состоянию льда после матча водитель Дмитрий Крезо может понять ход игры — скучный поединок был или же настоящее «рубилово». А подсказал ему про такую профессию друг, который уже трудился на арене. Друг спустя какое-то время ушел, а Дмитрий остался и работает здесь уже третий год. Признается, что ему понадобилась всего неделя, чтобы освоить технику. А вот чтобы выполнять обязанности совсем без косяков, потребовалось времени побольше. Весьма любезно было со стороны Дмитрия предложить мне посидеть за баранкой «Замбони». Кто же станет отказываться! Уселся. Посадка водителя высокая, кресло удобное, коробка передач автоматическая, несколько тумблеров на приборе да пара рычагов.
Однако из-за длиннющего капота вся правая сторона — в слепой зоне, и никаких тебе парктроников и камер.
— А мне и не впервой парковаться по-французски, по звуку, — шучу я. Но, конечно же, проехать мне никто не даст — покрутил, пощелкал и слезай.
— Как только прочувствуешь габариты машины, «Замбони» управлять проще простого, — резюмирует Дмитрий Крезо и снова выводит машину на лед. Час тренировки пролетел незаметно.
|