«Очень важно скольжение шайбы. На более мягком льду, когда вода, шайба тормозит и может резко остановиться просто, и игрок, как правило, двигается с поднятой головой, и меньше внимания уделяют шайбе. А шайба в этот момент может просто прилипнуть и ее подберет соперник и забьет гол», - поясняет тренер.
Отзанимавшись положенные час-полтора, они покидают лед. В это время и приступает к своей работе Роман Борисов. Ледовары, или, как сейчас принято говорить, айсмейкеры, чистят и восстанавливают площадку. В один день на заливку катка тратится около 4 тонн воды. За покрытием арены помогает ухаживать специальный комбайн. Ледоваром Роман Борисов работает всего 2 месяца. Говорит, к такому ответственному роду деятельности уже привык. А искусству управления ледоуборочной машиной освоил быстро.
«Вода должна быть 64 градуса, специальный нож снимает поврежденный слой льда и заливает потом новый лед, вода быстро застывает, пока делаешь круг, и получается подготовленный лед», - рассказывает Роман Борисов.
Горячая вода – залог зеркального льда, отмечают специалисты. После того, как арена залита, ледяных дел мастера готовят машину к следующему заезду. Из ёмкости комбайна выгружается срезанный снег. Затем спецтехнику вновь заправляют фильтрованной водой и проводят зарядку аккумуляторов. Температура ледового покрытия зависит от специальной холодильной установки. Электрические щиты не выключают ни на минуту. По дну арены проложены трубы, внутри которых этиленгликоль. Это позволяет постоянно поддерживать минусовую температуру льда.
«Единственная настройка происходит – ручная, задается программа, затем уже холодильная машина или система кондиционирования, которая там находится, она работает автоматически, не требует здесь людей, кроме водителя ледоуборочной машины», - говорит главный инженер спортивного комплекса «Олимп» Александр Баранов.
А вот в Жуковском ледовом дворце «Губерния» дело обстоит иначе. Это первая арена, появившаяся в регионе. Трубам и компрессору уже более 18 лет. А ледоуборочной машине и вовсе 25. Вместо аккумуляторов – бензин, вместо горячей воды – холодная из-под крана без всяческой предварительной обработки.
Заправив машину, Вячеслав Грибов выезжает на площадку. Работать на холоде бывшего военного вот уже более 4 лет обязывает редкая профессия. Тонкости работы с комбайном осваивал самостоятельно. Помогли ранее приобретенные навыки:
«Водительский стаж. На обычном автомобиле. Единственное, что потом надо будет приноровиться, чтобы сделать правильную подрезку льда. И поменять угол ножа для того, чтобы был такой красивый лед, как он сейчас вот здесь», - поясняет начальник холодильного цеха ДЮСШ «Губерния» Вячеслав Грибов.
Эти люди обычно остаются в тени, но профессиональный праздник – повод поблагодарить айсмейкеров за ледовые зрелища, которые были бы невозможны без их работы.
|