Среда, 08.05.2024, 18:50
Icemaker
Каталог статей
Категории раздела
О ледозаливщиках от первого лица [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru каталог интернет-сайтов
реклама
Главная » Статьи » Истории ледозаливщиков » О ледозаливщиках от первого лица

Комбайнер ледовой нивы

Пенсионер Юрий Владимирович Степанов заливщиком льда здесь работает уже четыре года, до этого всю жизнь трудился в строительной сфере. Родом из-под Нижнего Тагила он приехал в Белоярский в 1986 году. Был и плотником, и трубоукладчиком, и монтажником. Участвовал в возведении многих зданий, как в городе, так и на селе.

«Строил, к примеру, контору налоговой инспекции, УТТиСТ, жилые дома, — рассказывает Юрий Степанов. – А когда в 2009 году лишился работы по специальности (в городе соответствующих вакансий не было, все предложения касались трассы), пришлось «крутиться». У нас в Белоярском квартира, семью кормить надо, а до пенсии тогда было еще три года. Вот я и устроился сначала таксистом (открыл предпринимательское дело), а потом случайно узнал, что во Дворец спорта требуется машинист ледового комбайна».

Неделю мужчина проходил стажировку, потом остался с канадской «Олимпией» один на один. Так же, как и второй заливщик льда – его сменщик. Каждый из них работает по два дня (с 9 до 21 часа), потом столько же отдыхает (они чередуются). Юрий говорит, что только спустя полтора месяца стал «варить» лед без огрехов, а поначалу покрытие получалось неравномерным.

Кипяток — как бальзам на «израненный» лед

Вместе с ним заходим в гараж, где стоит ледовый комбайн, специалист объясняет мне принцип его работы.

«Как видите, в помещении у нас два бака, в каждом примерно по три куба воды. Она обязательно фильтруется, чтобы лед был более высокого качества: лучше скользил и имел эстетичный вид. Из одного бака эта вода насосом перекачивается в другой. Там установлены электротены, подогревающие ее до температуры 51 градус по Цельсию. Этот кипяток заполняет одну из емкостей «Олимпии». Что происходит далее: машина определенным образом движется по корту со скоростью примерно 10 км/ч, — показывает мне Юрий Степанов. — Расположенное в задней ее части навесное оборудование включается в работу. Огромный 15-килограммовый стальной нож срезает верхнюю поверхность льда, горизонтальный шнек гонит эту снежную труху к вертикальному, а тот, в свою очередь, перебрасывает снег во вместительный отсек ледового комбайна – бункер. Параллельно с этим кипяток из бака «Олимпии» поступает на «побритый» лед. Шлифовочный коврик равномерной широкой полосой распределяет горячую воду по корту. После заливки льда машина возвращается в гараж, где в специально оборудованную двухметровой глубины яму вываливает соскобленный снег. Батареи, находящиеся там, его растапливают. Воду отправляем в канализацию».

в холодильном цехе

— А как часто затачиваете ножи?

— У нас их два. Хватает на сезон. В июне отправляем в Ханты-Мансийск на заточку. Кстати, в неделю мы обновляем лед до 14 раз. Особенно много работы на выходных, во время массовых катаний.

Альфа и омега ледовара — пунктуальность

Разовая заливка льда занимает у специалиста не более 15 минут. Это около девяти сужающихся к центру кругов по корту. Любое промедление чревато неприятными последствиями, ведь зачастую эта работа выполняется во время перерыва в хоккейном матче или шоу фигуристов.

— Обычно все проходит гладко?

— По-разному. Невозможно все предугадать. Однажды, помню, в 2013 году на ледовой арене проходило очередное соревнование среди хоккеистов. Трибуны бушуют, спортсмены в «мыле», объявляют 15-минутный перерыв. Моему напарнику за это время нужно было обновить лед. Выезжает он на корт и вдруг явственно чувствует резкий запах бензина. Один круг проехал, а потом смотрит: вместе с кипятком на лед струится желтая полоса бензина. Оказалось, порвался топливный шланг. С горем пополам машину удалось довезти до гаража, где он судорожно устранял поломку. Перерыв немного продлили, но закончилось все благополучно – лед залил. Правда, запах топлива и предательски желтая поверхность корта весь этот день напоминали о неприятности.

подпольная сеть труб

Бывало, что после тренировки хоккеистов «Олимпия» шайбы «ловила». Едет себе машина и вдруг останавливается, как вкопанная. В процессе осмотра обнаруживаешь попавшую в навесное оборудование шайбу – шнек ее закусывает, и достать потом непросто. Такое трижды у нас случалось».

Из гаража мы с ледоваром Юрием Степановым заходим в смежное помещение и попадаем в компрессорный цех, где находятся четыре холодильных машины. Они обеспечивают оптимальную температуру воздуха и льда на корте. Их называют «чиллеры». Навстречу выходит техник холодильного оборудования Валентин Михайлович Исиченко. Мужчина работает во Дворце спорта с момента его открытия (это 2003 год).

«Начнем с главного: сезонная заливка льда стартует в первых числах сентября, — рассказывает он. – С помощью моего пульта управления я включаю «заснувшие» на лето холодильные установки. Они охлаждают бетонный пол до температуры 7 градусов ниже нуля».

«Потом мы с напарником надеваем резиновые сапоги, берем в руки пожарные шланги и льем прямо на пол холодную фильтрованную воду, — включается в разговор Юрий. – Самый первый слой льда будет толщиной около сантиметра (намораживается сутки). Чтобы сделать готовую ледовую арену, делаем пять слоев (по одному в день). В итоге получается примерно шестисантиметровый лед. Для этого потребуется не меньше 80 тонн воды».

Голубая «кровь» леденит душу Дворца

Бетонный пол ледовой арены скрывает бессчетное число тонких труб, общая протяженность которых составляет 15 километров. По ним насос из компрессорного цеха гонит хладагент – раствор фрезиума. Это незамерзающая жидкость ярко-голубого цвета, которую предварительно холодильные установки охлаждают до температуры -9 градусов. В сутки по этим пластиковым трубкам перемещается 300 литров хладагента.

Благодаря такой «прохладительной» подпольной сети поддерживается оптимальная температура льда. Кстати, для удобства хоккеистов и фигуристов она разнится.

«Первым лучше, когда лед более твердый, невязкий (в идеале его температура должна быть -12 градусов по Цельсию). А для фигуристов такой показатель скользящего слоя не годится».

«Иначе кататься и выполнять какие-либо виражи будет крайне неудобно – будто по стеклу едешь, — подтверждает тренер секции фигурного катания Дворца спорта Анна Булакова. – К тому же коньки тупятся быстро. Нам лучше, если температура льда будет около -9 градусов, чтобы он не был слишком твердым».

Что касается воздуха, то столбик термометра на катке учреждения показывает от 0 до +5 градусов. Такая температура также поддерживается засчет хладагента, который, трансформируясь в газообразное состояние, запускается по системе труб. Они оплетают все здание Дворца спорта и располагаются на втором этаже. Там же находятся два громоздких кондиционера, очищающих и фильтрующих воздух в помещении.

В общем, система создания льда и поддержание необходимого спортсменам микроклимата во Дворце спорта – процесс сложный и невероятно ответственный. От качества скользящего покрытия зависят не только их спортивные достижения, но и здоровье конькобежцев.

Прощаясь с ледоваром Юрием Степановым, спрашиваю, сам-то он как оценивает свою работу, на лед выходит покататься? Потупив глаза, молодой пенсионер отвечает:

«Сыновья у меня взрослые с удовольствием носятся по корту, а я все не решаюсь. Как-то во время работы пошел ворота хоккейные убрать, да так шмякнулся головой об лед, что Москву увидел из Белоярского. А что бы было, если бы я еще и коньки надел?.. Может, когда-нибудь и решусь по бортику пройти, но пока еще поживу…».

АЛЕСКАНДРА ПЛЕСКАЧ

Категория: О ледозаливщиках от первого лица | Добавил: deft (24.01.2017)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz