Особенности вождения ледозаливочной машины Zamboni 552 Electric…
Вождение Замбони можно сравнить с ходьбой с полными сумками по льду, особенно этот эффект становиться заметен когда стираются «родные» шипы и настает пора нелегкого выбора – заказать «новые» или провести доп. ошиповку автомобильными.
Так как степень сцепления льда каждый раз меняется, то выезжая на поле часто приходится буквально угадывать манеру езды, полагаясь на незначительные сносы и реакции машины на ускорение и торможение при движении. Вес машины может изменяться фактически за один проход от + до – 1т., так как за проход поля можно как срезать полный бункер снега, и при этом ничего практически не вылив на поле, так и вылить до 1000л. (это основной и промывочный бак вместе) практически ничего не срезая. Пропорция между объемом вылитой воды и срезанного слоя льда во многом зависит от количества посетителей на льду и температуры воздуха над полем, так что в среднем конечно выливается на поле не более 200-300литров воды и срезается льда примерно столько же по весу, но в экстремальных случаях и при интенсивной работе вполне возможны и максимальные значения среза и заливки льда.
Так же езда на ресурфейсере во многом бывает динамична, особенно при малом времени перед заливками, поэтому занос машины, увы, не редкость, а практическая необходимость при движении (показательный момент - не многие кто ездили на Zamboni или учились это делать, умеют вызывать контролированный занос задней оси при сносе передней, но иногда именно этот прием спасал меня от встречи с бортом). Так же стоит сказать что несмотря на полноприводность трансмиссии всех ледозаливочных комбайнов поведение на поле и движении все же больше напоминает автомобили с задним приводом.
При езде возле борта зачастую довольно сложно удерживать минимальное расстояние до него, так как именно при этом движении проявляется главная сущность льда при движении по нему – разная устойчивость прямолинейности движения при разной скорости т.е. ехать медленно нельзя так как машину кидает в разные стороны, гнать быстро нельзя так как при повороте (а он неизбежен!) придется резко сбрасывать скорость, что вызовет резкий занос ( а возможности контр. сноса оси нет! Борт рядом!). Вождение возле бортика на первом круге самое ответственное движение и опасное, так как не дает право на ошибку, а так же потому что нужно что бы бортовая щетка доставала до бортика, убирая там снежную крошку! Так же вождение возле бортика это еще в какой то мере психологическая нагрузка, так как именно возле бортика каждый посетитель катка норовит завязать диалог с водителем и что самое печальное, некоторые даже могут попытаться проверить реакцию водителя – выскочив на лед впереди машины или уронив что либо на лед (правила безопасности как известно, всегда написаны кровью, и требование отсутствия людей на катке и нежелательного нахождения возле бортика во время непосредственного прохождения первого радиуса вовсе не исключение!!).
Второй и третий радиус поворота это движение уже по другому сценарию. Тут главное соблюдать точность линии – край срезающего ножа должен четко совпадать с краем обрабатываемой полосы. Если перестараться и сильно зайти на обрабатываемую сторону кондиционером, то нож будет резать новый неокрепший лед с одной стороны и старый поврежденный с другой, что по итогу создаст борозды-канавки, видимые на поле как линии незастывшего льда( в последствии это создаст волнообразность на поле в этих местах), а при неполном повороте на радиус как правило остаются участки необработанного льда(«запятые» как их обычно называют айсмейкеры).
Завершающий этап вождения – заезд обратно в гараж. Наверно это наиболее сложный процесс после выезда и первого круга, так как двигаться приходиться уже по свежему льду, да еще если он не успел застыть и имеет небольшую водяную пленку! … Как сапер имеет право лишь на одну ошибку, так и заезд в гараж, зачастую лучше производить без ошибок и с первого раза, так как движения на льду туда-сюда ни к чему хорошему для качества льда не приведут( кондиционер ведь поднять можно только заехав 4-мя колесами в гараж, что бы не оставлять остатки снега на поле, которые осыпаясь при поднятии станины создадут на поверхности льда снежную шагрень).
… Итак поле сделано, и в гараже начинается работа скрытая от глаз посетителей – подготовка к следующему выезду(опорожнение бункера от снега, заливка воды, промывка шнеков от снега и осмотр и мелкий ремонт по необходимости).
|