Чудо света, которое появляется и исчезает каждый год.
Север суров. Очень сложно освоить его территории, а тем более реки и другие судоходные зоны. Потому что большую опасность для судов, в том числе мощных ледоколов, представляет весенний ледоход.
В это время реки, впадающие в северные моря, освобождаются от ледяного панциря. Неудержимые глыбы льда движутся, круша все на своем пути, в том числе и то, что мирно стоит на берегу. Суда, не спрятавшиеся от ледяного «катка», обречены стать скомканными железками, поэтому в зонах, где периодически активны массивные льды, повсеместно строят защитные дамбы.
Покорители северных рек
Постройка такой дамбы стала необходимостью на реке Хатанга. Торговое судоходство здесь развернулось меньше века назад, в 1936 году, когда малый пароход «Игарец» от бухты Кожевникова добрался до села Хатанга. Вскоре вышел приказ о формировании на месте Хатангской речной конторы. После этого от бухты Кожевникова по Хатанге начали курсировать грузовые суда. Они забирали грузы с прибывающих кораблей и двигались вглубь континента по Хатанге и дальше по Хете.
Спустя несколько лет, в 1952 году, капитаны Щеглюк и Гапонов проследовали через Хатангский залив на пароходе. После этого появились прямые рейсы по проливам Северный и Восточный из моря Лаптевых до Хатанги. Было приказано построить склады, причалы, грузовые гаражи, установить погрузочно-разгрузочные устройства, кроме того, необходимо было защитить их на время ледохода и возвести дамбу.
Удивительная дамба только на Хатанге
В центральных районах России дамбы — это капитальные сооружения из железобетона, стали или гравия. В северных регионах подобное строительство требует больших затрат, необходимо завезти материал, оплатить его доставку специализированным транспортом.
Работники Хатангского порта решили использовать возможности природы и возводить защитное сооружение из того, чего здесь предостаточно, — прочного льда. Ледяная дамба способна защитить суда от «стеклянных» осколков, следующих по руслу Хатанги в море Лаптевых.
По рассказам сотрудников, дамба уникальна. Она представляет собой длинный прямоугольный ледовый остов, который каждый год намораживают в течение зимы, а в теплое время года, после выполнения миссии по защите судов, дамба тает.
Двое в поле — воины
Плотина уходит в море на десятки метров. Раньше возведением дамбы занимались порядка 100 человек, и работы длились порой по полгода. Но сейчас строительство автоматизировалось. Теперь строить каркас, наращивать слой за слоем дамбу в высоту, заливая воду по специальной трубе из реки, способны всего два работника.
Конечно, работа с таким громадным объектом в суровых условиях севера достаточно трудоемкая и длится 4-5 месяцев. Но зато весной все суда, находящиеся в порту, и, те, кого ледоход застал на реке, надежно прячутся за «слоеным ледяным остовом», закрепляясь на месте с помощью вмороженных в дамбу свай. Когда миссия выполнена, хатангское чудо тает, но все знают, что следующей зимой увидят его вновь.
|