Главная » 2019»Март»1 » Кайтвинг. Крыло для полетов на коньках и не только.
08:58
Кайтвинг. Крыло для полетов на коньках и не только.
Сейчас в мире набирает популярность одно устройство — кайтвинг. Под этим парусом можно парить на чем угодно и по любой поверхности. Главное — поймать ветер !
На все случаи жизни
По льду Финского залива ко мне несется человек на коньках с необычайно большими лезвиями и с парусом в руках. Нет, я знаю, что существуют зимний кайтсерфинг и виндсерфинг, но это не они. Парус треугольный, похожий на бумажный самолетик, кажется, он висит у спортсмена на плече, как большая сумка.
Это и есть кайтвинг — так называемое крыло, похожее на недоделанный дельтаплан. Еще одно его название — скимбат. Это крыло человек держит руками за специальные железные перекладины, главная из которых (центральная) называется по-морскому — гик.
Все основано на правильной ловле потоков ветра. Когда гик смещается в одну или другую сторону относительно ветра, крыло начинает крениться. Появляется горизонтальная тяга, которая и тащит спортсмена вперед. Ему остается только держаться и управлять скоростью и направлением.
Кайтвинг помогает не только разогнаться, с его помощью можно по-настоящему взлететь — не только с горки, но и на ровной поверхности. При определенном положении крыла оно буквально отрывает от земли. И все это можно комбинировать: разогнаться до 60–70 км/ч (пределом пока считается сотня), а потом просто оттолкнуться и перелететь через препятствие — например, дорогу, машину или скалу. Да еще сделать в воздухе какой-нибудь умопомрачительный трюк.
Главная фишка кайтвинга: на ногах может быть решительно что угодно — сноуборд, горные лыжи, коньки, ролики, маунтинборд, скейтборд, дертсерф. А еще есть специальные доски, на которых можно кататься по воде. Короче, на ногах то, что больше нравится, в руках крыло, позволяющее разогнаться с помощью ветра, время года любое, место любое, погода любая, лишь бы ветер был.
Последнее условие — большая и ровная площадка: снежные поля, замерзшие озера, горы без растительности, пляж, асфальтовая площадка, — где можно разгоняться и поворачивать без ущерба для себя и оборудования.
Такие крылья придумали давно, сейчас они очень популярны в Финляндии и Швеции — странах, где много льда. Изначально конструкция была совсем простая: на две скрещенные палки натягивалась ткань — получался примитивный парус, позволявший разгоняться на коньках быстрее обычного. Говорят, есть даже рисунки XVII–XVIII веков, на которых изображены люди с такими «крыльями».
А современный скимбат придумали в конце 80-х. Сегодняшняя форма крыла считается совершенной, в Скандинавии их можно купить самой последней модели. Теперь создатели кайтвингов бьются над решением проблемы веса: среднее крыло весит около 7 кг, облегчение конструкции позволит кататься и при более слабом ветре. Для этого металлические части делают из карбона, что позволяет сбросить несколько килограммов. Правда, стоит такой парус сильно дороже.
Крыло и колхозница
— Запомни: крыло над головой, задняя рука все время сверху, передняя снизу, — объясняет азы вице-чемпион мира по кайтвингу Денис Клещенок. Свои призовые места он занял на тех самых странных коньках на первенстве по зимним парусным видам спорта WISSA 2014. Огромные лезвия сделаны на заказ для большей маневренности.
— Тут два основных движения: нос вверх-вниз — это управление тягой, то есть открытие крыла, и влево-вправо хвост и нос — это управление креном. В принципе, все.
Ветра почти нет, и мой друг Илья, на котором я решила проверить технологию кайтвинга, пыхтит, пытаясь удержать на себе парус. Все идет идеально, только когда в крыло дует ветер: тогда не спортсмен его несет, а он спортсмена. Зато когда ветер стихает, тут же обнаруживается, что ты держишь над головой большую конструкцию весом с крупную таксу.
— Первые упражнения, которые я даю, — они просто на основы управления, — продолжает Денис. Показав, как правильно держать скимбат, он довольно опускает руки, нагружая ученика. — Я называю это «работа веслом»: надо половить ветер, понять, какой крен крылу он дает, что вообще происходит, и потом уже можно ехать — ты научился.
В этом еще одно важное отличие кайтвинга от его собратьев — виндсерфинга и кайтбординга: чтобы научиться ездить, достаточно максимум получаса. Новых адептов «крыловедения» привлекают и другие бонусы: отсутствие строп и прочих сложных приспособлений, легкость в обращении. Кайтвинг легко складывается и помещается в чехол, похожий на лыжный. При желании можно разжиться специальным поясом, трапе-цией, к которой крепится кайтвинг, — в пути это разгружает руки. Но это вовсе не обязательно.
— Во что ты меня втянула? — бурчит Илья. Немного «поработав веслом», он на обычных хоккейных коньках устремляется вдаль по льду Финского залива, торжественно, в позе рабочего и колхозницы, неся над головой кайтвинг. Выглядит внушительно.
— Оп, неправильно: против ветра сразу поехал, — комментирует Денис. — Видно, что ему тяжело. Хотя главная ошибка новичков — это вцепиться в крыло мертвой хваткой. В сильный ветер, если крыло сильно накренить, оно краем может зацепить поверхность. На льду это не страшно, а на снегу даже при скорости в 20 км/ч оно резко выворачивается, и ты летишь кубарем.
В мировом сообществе для этих случаев есть железное правило: Drop it to stop it! — брось, чтобы остановиться. Чтобы не потерять кайтвинг, можно использовать специальный страховочный пружинный шнур под названием «лиш»: одним концом он привязан к крылу, а другим к спортсмену, при необходимости растягивается на несколько метров.
— В движении вес крыла совершенно не чувствуется, — Илья смог наконец подстроиться под ветер. — Ощущения вроде как с зонтом в шторм, когда он тащит тебя вперед, только тут не надо этому сопротивляться.
Главная сложность в жестком контроле кайтвинга, который крайне чувствителен к любым порывам ветра. Зато, если сладил, можно проехать где угодно.
Кайтвинг в деталях
Необходимые условия
Выбор спортивного снаряда для ног зависит от времени года. Сам кайтвинг всесезонен, крыло подбирается — по весу и прочим параметрам — один раз и может служить, пока не износится.
Разумеется, главное условие — хороший ветер. Конькам и роликам ветра нужно меньше — подойдет 4 м/с, лыжам и сноуборду по плотному снегу — 5–7 м/с, по мягкому — от 8. Самый сильный ветер нужен на воде — от 10 м/с, поэтому вставать на водную доску лучше тогда, когда все остальные способы опробованы. Верхней границы скорости ветра не существует, так как спортсмен сам регулирует тягу.
Места для катания
Что бы ни было на ногах, нужно выбрать ровную большую площадку: при сильном ветре на кочках и буераках будет не слишком комфортно. Летом отлично подойдет пляж или просто песчаный берег. Сгодятся и большие автомобильные стоянки, пустые дороги без деревьев. Зимой легче — достаточно выйти на любой лед. Строгино в Москве, Финский залив и Сестрорецкий Разлив в Петербурге, Обское море в Новосибирске — все подойдет, причем кататься можно как на лыжах, так и на коньках. Конечно, зимой можно поехать и в горы. Лучше всего подойдут невысокие с малой растительностью — например, Хибины или голые склоны для фрирайда на курорте Шерегеш в Кемеровской области. Опытные райдеры могут не только делать на кайтвинге различные трюки, но и подниматься в гору.
Цены
Модели кайтвинга различаются по размеру, как паруса у виндсерфинга или кайты. Самая ходовая модель — с площадью шкуры 5,5 м — стоит примерно 1200 евро. В России крылья можно заказать на сайте kitewing.su: это официальный дилер финского производителя. Искать за границей не имеет смысла: цены там такие же, как здесь. Представители производителя есть в Санкт-Петербурге и Москве, у них можно взять снаряд на прокат. Стоит это удовольствие, включая инструктаж, 1500 рублей в час.
Полезные советы
Главный совет: прежде чем брать крыло в руки, хорошо овладеть снарядом на ногах. Нужно стоять на нем уверенно, уметь маневрировать, резко тормозить, разгоняться. И всегда лучше кататься в защите, которая непременно включает в себя шлем. Можно даже в мотоциклетном — с открытым лицом и закрытым подбородком.
Не стоит забывать и о том, что, хоть с помощью кайтвинга и можно взлететь, предназначен он все же главным образом для развития скорости.