Воскресенье, 10.11.2024, 22:42
Icemaker
Каталог статей
Категории раздела
О ледозаливщиках от первого лица [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru каталог интернет-сайтов
реклама
Главная » Статьи » Истории ледозаливщиков » О ледозаливщиках от первого лица

Комбайн ледникового периода

На льду - канадец со шведским характером

Льдозаливочный комбайн "Бродвей Замбони 520". Предназначен для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда. На крытых стадионах, катках и в прочих местах. При желании им можно воспользоваться и на загородной даче - закатать на зиму бассейн. Разработан на родине хоккея - в Канаде, собирают его в Швеции. 

Вообще-то этот материал я хотела написать еще в августе. Теплый, а местами жаркий месяц этого лета звал за прохладой. Самое время было посетить столичный Ледовый дворец по улице Притыцкого. Однако меня ждало разочарование: летом хладосистему отключают и поле не работает. Сезон в ледовом дворце открылся недавно - в последние дни августа.  Помню повальное увлечение фигурным катанием во времена моего детства. Все - и дети, и взрослые - прилипали к телевизору, когда пируэты на льду выписывали пары фигуристов. Несколько раз мама водила меня во Дворец спорта. Тогда я не могла понять - почему лед не тает здесь, в закрытом помещении. Разгадка появилась просто, в перерыве между выступлениями, когда на лед, сплошь исчерченный лезвиями коньков и уже больше походивший на снег, выехала машина, в считанные секунды превратившая его в сияющую и зеркальную гладь. Это выступление заворожило меня больше, чем Ирина Роднина с Александром Зайцевым, и заставило забыть о буфете и лимонаде "Буратино". 

Выступает на всех ледовых аренах республики

Нынешняя техника - канадский льдозаливочный комбайн "Бродвей Замбони" появился в Ледовом дворце на улице Притыцкого к моменту его открытия. Тогда же точно такой комбайн предприятие "Спортобеспечение" закупило для ледовых арен в парке Горького и Дворце спорта, а также для только что отстроенных ледовых дворцов во всех областных центрах Беларуси. Так что сольное выступление "Замбони" теперь можно увидеть на всех крытых площадках, где есть лед. В манеже парка Горького наряду с ним работают еще и старые комбайны. Как они называются и когда впервые там появились, не знаю. Но, к примеру, в московском Дворце в Лужниках первая машина была американского происхождения, и привез ее в 60-е годы американский балет на льду. В те времена за ледовой ареной "ухаживали" "ГАЗы-69", на которые ставили бочки с трубами. Поэтому, когда покидавшая страну труппа попыталась забрать свое чудо техники домой, американцев уговорили его продать. 

Льда в прямом смысле этого слова "Замбони", конечно же, не делает. Когда наступает сезон (по идее тренировки на льду должны начинаться числа 20 июля, но в этом году срок растянулся до последних чисел августа), включают хладоцентр и заливают пустое поле из шланга. А когда основной слой льда уже есть, машина его попросту полирует, ровняет и с помощью той же воды доводит до глянца. Каждый день в восемь утра, перед началом традиционных тренировок юных фигуристов, "Бродвей" выезжает на лед и берется за работу. На все про все дается 15 минут. Это международные нормы, отведенные на "косметику". За 10 минут лед приводится в порядок, и 5 минут он "сохнет". Ощущение от езды, по словам одного из водителей (их у "Бродвея Замбони" трое, работают посменно): очень мягко, как на огромном полотере. Никаких срываний в занос, движется ровно и уверенно, как трактор. И только оглянувшись назад, видишь, какую красоту этот комбайн оставляет за собой. 

Водитель комбайна - профессия творческая

Кстати, все водители, прежде чем освоить технику, прошли трехдневный инструктаж от своих коллег из Швеции, которые специально для этого приезжали в Минск. Первым делом шведы попросили: "Ребята, не заливайте туда всякую ерунду, масло и бензин должны быть качественными". 

Были в истории льдозаливочных машин и трагические моменты. Шведы рассказывали о случае в Англии, когда ребенок выбежал на лед во время работы машины, которая не успела затормозить, и мальчика раздавило на глазах отца. Поэтому главное требование безопасности при наведении красоты льда - отсутствие людей на поле и закрытие всех входов и выходов с него.  

От автомобиля "Замбони" достались двигатель, коробка-"автомат", подвеска и шипованная резина. 4-цилиндровый двигатель мощностью всего лишь 53 л.с. не дает развивать большую скорость, которая, впрочем, в этой работе и не нужна. Есть экземпляры среди сородичей и помощнее. Однако все, с чем предписано справляться, "Замбони", как и подобает дорогостоящей технике, может делать безукоризненно. Именно может, поскольку качество льда зависит от мастерства водителя. А чего можно ожидать от него, получающего 30 тысяч в месяц (тогда как в западных странах - 1200 долларов) и работающего сутки через трое? Может быть, я раскрою внутренние проблемы дворца, но тренеры из ДЮСШ, проводящие тренировки во дворце, не всегда довольны работой водителей. "Поймите, это творческая работа. Водитель должен представлять, насколько надо опустить нож, сколько льда надо срезать, как выдержать ровное поле. А у нас были разные ситуации, то у бортов поле наморожено, а в середине яма, то поле как гладильная доска, то в трещинах - и это после того, как по арене прошелся комбайн. Попал конек в трещину - это может привести к травме, лед шерстистый - малыш упал - поцарапал щеку. 

И, похоже, что не в зарплате здесь дело. В манеже парка Горького, где у водителей комбайна зарплаты такие же, качество льда бывает получше. Богатство катка - лед. Еще раз повторяем, нужен творческий подход. Как не вспомнить мэра города Челябинска, который работал директором ледового дворца в городе. Там комбайн не просто заливал лед горячей водой. Институт разработал специальные добавки для нее, чтобы качество скольжения коньков в итоге было лучше. Челябинская хоккейная команда "Трактор" - здоровенные мужики - за тренировку вырезали коньками лед до двух сантиметров. Но стоило проехать комбайну - лед благодаря грамотно подогнанным ножам становился как зеркало, и не скажешь, что здесь полтора часа тренировались хоккеисты. Будут у нас хорошие специалисты - будет и у нас лед хороший", - отметили тренеры ДЮСШ. 

Однако вряд ли наш президент - большой поклонник хоккея - и мировая "звезда" в этом виде спорта Павел Буре стали бы играть на плохом льду... 

Большой самоходный рубанок

По сути, "Бродвей Замбони" - это большой самоходный рубанок. Машина едет по льду на шипованных колесах со скоростью 10-15 километров в час, а под брюхом у нее расположен плоский стальной нож. Такой же, как на обычном рубанке, только в десятки раз шире. Нож срезает с ледовой поверхности все неровности, а образующаяся ледяная крошка сгребается вращающимися шнеками в специальный бункер. В задней части машины находится своеобразный душ - испещренная отверстиями труба. Из нее лед равномерно поливается горячей водой. "Замбони" возит воду с собой - водяные баки машины вмещают около тонны: 700 литров основной и 200 промывочный. Благодаря первому создается зеркальная гладь, а вода из второго призвана бороться с загрязнениями на льду. Вдоль трубы душа закреплена тряпка, которая окончательно разравнивает мокрую поверхность. Завершив работу, машина выезжает с ледового поля, раскладывается, словно детский трансформер, и вываливает из своего чрева кучу снега в канализационную яму. Кроме своих основных обязанностей, она может просто очищать каток от снега или почерневших мест. Загрязнения, собранные с поля, оседают в специальном фильтре. А если разметка становится неяркой от слишком толстого слоя льда, то поле водой не заливают, а просто состругивают лишний слой. 

Техобслуживание производится своими силами. Однажды у комбайна возникли сбои в топливной системе. Обратились работники дворца к дилерам "Форда" в Минске. "Мы с такими двигателями не работаем", - ответили они. Хорошо, что водитель по имени Валера привел своего знакомого, который за 40 минут исправил все неполадки, сэкономив дворцу деньги за вызов шведских специалистов. 

Каждый день в "ледовом" тренируется более двух сотен фигуристов - с раннего утра до позднего вечера. А в выходные дворец посещает раза в три большее количество желающих покататься на коньках (суббота - с 16.00 до 21.00, воскресенье - с 14.00 до 21.00). 

По вечерам многие из нас, сидя у телевизора, переживают, следя за перипетиями игр и оценками арбитров. И мало кто задумывается, что хоккей и люди в красивых костюмах - это все-таки шоу. А неприметный механизм, которому дается на все про все лишь 15 минут, - самый настоящий работник. Без него и шайбы по полю бы не летали, и фигуристы носы поразбивали бы. Но он, увы, редко попадает в телевизионные репортажи. 

Марина АЖГИРЕЙ.  
Категория: О ледозаливщиках от первого лица | Добавил: deft (21.04.2015)
Просмотров: 1067 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz